Хладагент вчера и сегодня - Мир Климата
0
02:13:24 - 02.10.2025

Хладагент вчера и сегодня

Хладагент вчера и сегодня
На данный момент всё чаще встречаются кондиционеры, работающие на фреоне R-32. Что это значит и какие преимущества при его использовании? Немного истории:

R-11 и R-12

Первый, признанный историками техники комнатный кондиционер, выпущенный в 1929 году, работал на аммиаке. Это вещество небезопасно для человека. Проблема была разрешена в 1931 году, когда был синтезирован безвредный для человеческого организма хладагент – фреон. Впоследствии было синтезировано более четырех десятков различных фреонов, отличающихся друг от друга по свойствам и химическому составу. Наиболее дешевыми и эффективными оказались R-11 и R-12, которые долгое время всех устраивали. Правда, в последние 15 лет они попали в немилость из-за своих озоноразрушающих свойств. Используемые в кондиционерах и холодильниках фреоны были названы главными виновниками печально известных озоновых дыр (что весьма сомнительно). Так ли это на самом деле или нет, но 1987 году был принят Монреальский протокол, ограничивающий использование озоноразрушающих веществ. В частности, согласно этому документу, производители будут вынуждены отказаться от использования фреона R-22, на котором до недавнего времени работало 90% всех кондиционеров. В большинстве европейских стран продажа кондиционеров на этом фреоне прекратилась 2002–2004 годах.

Новые модели кондиционеров поставляются в Европу только на озонобезопасных хладагентах – R-407C и R-410A. В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410A являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации.

R-407C

Так, в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23 %), R-125 (25 %) и R-134a (52 %). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента. При любых утечках этого хладагента его фракции улетучиваются неравномерно, и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить. Остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных "парниковых газов".

R-410A

Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50 %) и R-125 (50 %) является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. Дело в том, что детали компрессора кондиционера смазываются специальным маслом, растворенным во фреоне. Для каждого фреона необходимо применять строго ту марку масла, которая совместима с данным хладагентом. В случае неправильной заправки маслом вероятность погубить компрессор (сердце кондиционера) возрастает почти до 100%. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла.

R-32

У нового фреона R-32, имеются неоспоримые преимущества:
  • Потенциал глобального потепления (ПГП). Если сравнивать хладагент R-410A и R-32, то R-410A отличается увеличенным более чем на 65 % ПГП. А это значит, что от фреона R-32 в меньшей степени страдает окружающая среда.
  • Структура. R-32 отличается низкой вязкостью и плотностью. За счет этого уменьшается интенсивность расходования фреона с учетом одинаковых показателей мощности. Плотность дифторметана на 30 % меньше по сравнению с хладагентом R-410A. Низкая вязкость также позволяет уменьшить потери давления в холодильном контуре и увеличить энергоэффективность кондиционера.
  • Теплопроводность. По теплопроводности R-32 также превосходит R-410. Это положительным образом складывается на холодопроизводительности, которая увеличена на 4 %. По сравнению с R-410A, R-32 является однокомпонентным веществом, в связи с чем он очень удобен в эксплуатации по причине возможности дополнительной заправки без удаления из системы хладагента полностью и отсутствия необходимости ее полной заправки.
Выбор за Вами.



Возврат к списку